
Кризис – кратко, но емко характеризуют состояние системы подготовки водителей в Республиканской ассоциации автошкол.
«Система подготовки водителей, созданная в 1960–70-е годы, объективно не может быть эффективна и работоспособна в нынешних условиях», – отметил директор ассоциации Андрей Максимов. – «Происходящая у нас на глазах массовая автомобилизация населения неизбежно, по закону перехода количества в качество, изменяет ее основы. Жизнь выдвигает другие требования, которых не было еще 10–20 лет назад».
Нельзя сказать, что в Минтрансе этого не видят. Но решение, которое предлагается специалистами ведомства (часть школ распустить, оставшиеся укрупнить), как считают в Республиканской ассоциации учебных организаций по подготовке водителей транспортных средств, проблему не решит.
«Диагноз министерства прост и потому привлекателен. Звучит он примерно так: в безобразии на дорогах в основном виноваты автошколы. Школ слишком много, они гонят «халтуру», – рассказал директор ассоциации корреспонденту портала Interfax.by. – «Для решения сложнейшей задачи – выстраивания новой системы подготовки – предлагается простое решение, чего, как известно, в жизни не бывает. Простыми лекарствами сложные, запущенные болезни не лечат».
Курсанты учатся не управлять авто, а сдавать экзамены в ГАИ
Изменения в действующей методике приема экзаменов носят, как правило, косметический, а не принципиальный характер, отметили в ассоциации.
К сожалению, отсутствует практика обсуждения педагогическими коллективами автошкол проектов нормативных актов, регулирующих экзаменационную деятельность ГАИ.
К примеру, постановлением МВД № 67 от 22 февраля 2011 года утверждена новая инструкция проведения квалификационных экзаменов в ГАИ. Документ очень важный для автошкол. Но никто из представителей учебных организаций не имел возможности даже ознакомиться с проектом документа. Не говоря уже о том, чтобы повлиять на принимаемые решения.
Изменения в инструкции призваны уменьшить влияние человеческого фактора на результаты практического экзамена (за счет отказа от балльной системы оценки). Но на практике они, не решая этой проблемы, только провоцируют новые вопросы.
С середины дня 23 марта экзамены у учеников автошкол уже принимаются по новой методике.
Что в результате?
«Вынужден признать, что действующая система приема экзаменов почти никогда не выполняется полностью, до конца», – рассказал А. Максимов. – «Она фактически невыполнима, так как у подразделений ГАИ, принимающих экзамены, как правило, недостаточно людских и материальных ресурсов».
На сегодняшний день стоимость нормо-часа для пересдачи практического экзамена составляет Br3 500. В эту сумму включается стоимость топлива (при цене Br3 тыс. за 1 литр 92-го бензина), амортизационные отчисления, зарплата и прочие затраты.
«Именно поэтому в ряде населенных пунктов сложилась практика выделения автошколами учебных автомобилей для дежурства в ГАИ. Директора школ морщатся, но транспорт выделяют», – отметил директор Ассоциации автошкол. – «Главную роль в этом процессе играет по-прежнему человеческий фактор. Потому что очевидно: изменятся отношение работников экзаменационных подразделений ГАИ к выпускникам какой-то автошколы, изменится и количество желающих пойти туда на учебу».
В результате водителей готовят не для участия в дорожном движении, а к сдаче экзаменов в ГАИ, подчеркивают в ассоциации.
«Система приема направлена не на то, чтобы выявить людей, готовых к дорожному движению, а на то, чтобы определить тех, кому можно дать права, чтобы они потом учились ездить», – добавил А. Максимов.
Программы обучения водителей не просто бессмысленны – вредны
99,9% школ в стране официально принятым учебным программам и методикам не следуют, отметили в Республиканской ассоциации учебных организаций по подготовке водителей транспортных средств.
«Такое редкостное единодушие в отношении действующих программ подготовки продиктовано тем, что они полностью оторваны от жизненных реалий.
Более того – наносят огромный вред самим фактом своего существования. Реально работающие автошколы, идя навстречу требованиям жизни, вынуждены их игнорировать. Большего вреда от нормативного документа представить себе невозможно», – объяснил директор ассоциации.
«Кроме того, фактическое нарушение формально действующих учебных программ заранее ставит автошколы в положение потенциально обвиняемых и дает в руки контролирующих органов мощный инструмент давления, к которому можно прибегнуть, а можно и не прибегать», – добавил А. Максимов.
По мнению ассоциации, настало время для разработки программ (не переработки, не совершенствования), предусматривающих различные уровни подготовки, рассчитанных на разные категории учащихся (именно курсантов, а не транспортных средств).
Нормативные документы противоречат друг другу
«Существующая нормативная база устарела, не соответствует реалиям, недостаточна и противоречива, изобилует провалами. У нас нет структуры, которая, основываясь на существующей практике, зарубежном опыте, научных исследованиях, занималась бы проблемами подготовки водителей», – рассказал корреспонденту портала Interfax.by директор Ассоциации автошкол.
Некоторые положения документов находятся в противоречии друг с другом. Кроме того, в ассоциации считают неверным то, что законные и подзаконные акты в области контроля и надзора разрабатывают сами контролеры – БелНИИТ «Транстехника и УП «Белтехосмотр».
Ассоциация намерена обратиться к соответствующим ведомствам и структурам с предложением создать рабочие группы для формирования нормативной базы, в которых приняли бы участие специалисты-практики.
Хороших преподавателей и мастеров – единицы
В Беларуси есть учреждения образования, осуществляющие повышение квалификации преподавателей и мастеров, открыта специальность «мастер производственного обучения управлению механическими транспортными средствами» и под нее практически готов образовательный стандарт.
Однако, как считают в ассоциации, требования к этой специальности являются завышенными и невыполнимыми.
«Где взять хорошего преподавателя ПДД – неизвестно. А хорошие мастера – просто поименно известны в каждом населенном пункте. Вот и учит основную массу будущих водителей неизвестно кто. Когда мы принимаем мастера на работу, мы не имеем не только гарантии, но и какой-либо уверенности, что он сам хороший водитель и главное – умеет этому учить других», – подчеркнул А. Максимов.
Проблемы, существующие в отрасли, были озвучены директором ассоциации автошкол по подготовке водителей транспортных средств на расширенном собрании организации, проходившем в середине марта. Здесь присутствовали практически все заинтересованные в их решении. За исключением Госавтоинспекции.
«Мы им звонили и писали, но в ГАИ не посчитали нужным прислать представителя», – рассказал А. Максимов. – «К сожалению, в Госавтоинспекции еще не понимают роли общественных организаций».
В будущее ассоциация смотрит со сдержанным оптимизмом. Все проблемы решаемы. Но вот затягивать с их решением уже некуда.
__________________________
Обсудить этот материал на форуме Трасса Бай
Информация для авторов и правообладателей. Если Вы не согласны с размещением своего материала на страницах ресурса Trassa.by, просто сообщите нам об этом, чтобы мы смогли найти альтернативу для наших пользователей, либо удалить его со страниц ресурса.
______________________________________________