
День траура: Беларусь скорбит о погибших
В понедельник на станции метро самого чистого и спокойного города СНГ прогремел взрыв. Забыв про гречку, сахар, валюту и другие обсуждаемые в последнее время темы, напуганные минчане кинулись обзванивать своих друзей и близких. Кто-то с облегчением вздыхал, другие бросали все свои дела и мчались в больницу. Трагедия заставила напрячься абсолютно всех жителей Минска и республики. 13 апреля - день траура по пострадавшим от взрыва на Октябрьской.
Люди с ужасом восприняли это известие, хотя первой реакцией на сообщение о взрыве у многих оказалось недоумение. Как? У нас? Зачем? Почему? Может быть, что-то несерьезное или так - кто-то неудачно пошутил? Но достаточно было включить телевизор, радио, открыть Интернет или просто проехаться по проспекту Независимости в начале седьмого 11 апреля, как сразу приходило осознание того, что шутками здесь даже не пахнет. А запахло в Минске гарью, лекарствами, искалеченными судьбами и еще чем-то совсем новым для нас и омерзительным.
По городу, включив на полную мощь свои сирены, мчались скорые. По случайному совпадению именно в этот день в Национальном пресс-центре медицинские работники рассказывали журналистам об организации своего труда. Не исключено, что эта самопрезентация помогла врачам собраться и оказать помощь пострадавшим с самыми различными травмами.
Помог очевидцам, а также участникам трагедии чужой опыт и ошибки прошлого. Жители Минска не поддались панике, что позволило избежать давки. Таксисты бесплатно развозили по больницам нуждающихся в госпитализации.
Кстати, а вот вы знали, как вести себя в случае трагедии в метро? Вряд ли, а в Москве по причине частых террористических актов уже давно не просто проводят инструктаж, а знакомят со всеми мерами предосторожности и работают над техническим обеспечением безопасности. Станции и поезда уже оборудованы системой телевизионного наблюдения - диспетчеры видят практически все, что творится на платформах и в переходах. Во многих вагонах установлены камеры, вентиляционные шахты метро оборудуются специальными датчиками, сообщающими о любом несанкционированном проникновении в них.
А вот некоторые правила, предоставленные российскими сотрудниками МЧС, которые, пожалуй, могут оказаться полезными не только им.
* В замкнутом пространстве взрывной волне некуда уходить, поэтому люди могут пострадать не только от осколков, но и от перепада давления, условно говоря, "внутри бочки". Причем в замкнутом пространстве больше риск получить вторичные осколочные ранения;
* Вторая опаснейшая составляющая взрыва в метро - затрудненная эвакуация. Возникает паника, люди либо затаптывают друг друга, либо, пытаясь выскочить из вагонов или платформ, получают травы от контактного рельса (в том случае если его не успевают выключить).
* Как правило, после взрыва в метро выключается электричество, поэтому на станциях у людей остается единственный шанс выбраться - пешком бежать по эскалаторам. При этом массовый подъем находящихся в стрессовой ситуации людей по узким лестницам также чреват дополнительной паникой и угрозой падения с лестниц.
* Особенно опасен пожар в метрополитене, который угрожает не только открытым пламенем, но и быстрым задымлением, в том числе вызванным горением опасных химических деталей обшивки вагона. Однако бесполезное метание по платформе или по вагону ситуацию не исправит: лучше постараться закрыть чем-нибудь рот и нос, постараться успокоиться и оглядеться в поисках помощи или выхода.
* Если в вагоне взрывается тротил (наиболее часто используемый террористами), то при детонации из взрывчатого вещества выделяется примерно двести литров сжатого газа. Первыми жертвами такого взрыва становятся те, кто находится на расстоянии около 2 метров от источника взрыва. Однако даже на близком расстоянии можно "отделаться" контузией, тогда как осколки могут разлетаться на расстоянии в несколько сотен метров. Поэтому, если есть такая возможность, следует в первую очередь упасть на землю там, где находитесь, и закрыть голову руками. По возможности следует постараться найти укрытие - нишу, скамейку, ящик, колонну. Главное - чтобы защита не была пластиковой или стеклянной. Особую опасность представляют также рекламные тумбы.
* Специалисты советуют при пожаре или взрыве в подземке в первую очередь прислушаться к указаниям машиниста (с которым необходимо связаться при первой же возможности!) и сотрудников метрополитена и неукоснительно их соблюдать.
* Не следует также пренебрегать советами МЧС быть бдительными и не стесняться сообщать о всех подозрительных предметах и людях сотрудникам милиции или метрополитена.
Жить без взрывов
К сожалению, взрыв на Октябрьской, унесший жизни 12 человек, не первый и, как бы это ужасно не звучало, скорее всего, не последний в подземках мировых метрополитенов. Как сообщает автор "Хронологии страшных трагедий" Ольга Корягина, вместе с ним в мире было совершено почти 30 террористических актов.
Первый взрыв в метро прогремел 8 января 1977 года в Москве. Взрывное устройство сработало в поезде между станциями "Измайловская" и "Первомайская". Тогда погибли 7 человек, еще 37 получили ранения.
Следующая страшная трагедия в метро произошла через 17 лет - в Баку.
В 1995 году - трагедия в Токио. Правда, орудием смерти было выбрано не взрывное устройство, а отравляющий газ - зарин.
В 95-м на станции "Сен-Мишель" в Париже был взорван газовый баллон с начинкой из металлической стружки.
Потом опять Москва, Тегу в Южной Корее, Лондон...
29 марта 2010 года - двойной теракт в столице России. Первый взрыв произошел в 7:57 по московскому времени на станции "Лубянка". В момент остановки поезда, непосредственно перед открытием дверей, сработало взрывное устройство, закрепленное на поясе женщины, стоящей у второй двери второго вагона. Второй взрыв произошел в 8:36 на станции "Парк культуры", взрывное устройство также привела в действие женщина. В результате погибли 40 человек, еще около 100 были ранены.
11 апреля 2011 года к этой кровавой статистике, о которой мы лишь упомянули, добавился Минск. Редакция OPEN.BY выражает соболезнования всем пострадавшим, родным и близким погибших.
Мария Войтович, OPEN.BY